Институт развития прессы, Институт развития прессы-Сибирь, институт прессы, ассоциация развития прессы, СМИ Сибири, пресса, журналистика, СМИ, массовые коммуникации, редактор, журналист, менеджер СМИ, информационная политика, региональная пресса, сибирская пресса, сибирские СМИ, пресса Сибири, региональные российские СМИ, СМИ малых городов, СМИ малых городов Сибири, газеты малых городов Сибири, региональные российские газеты, колонка сибирского наблюдателя, региональные новости, новости Сибирского региона, новости Западной Сибири, независимая пресса, свободная пресса, независимые СМИ, медиа-бизнес, медиа-рынок, медиа-новости, права человека, гражданская ответственность, гражданское общество, экономическая журналистика, экономическая самостоятельность, успех на малом медиа-рынке, школа экономической журналистики, гражданский форум, прозрачный город

→  форум
ИРП-Сибирь
Институт Развития Прессы-Сибирь
→  Редактору
→  Менеджеру
→  Журналисту
→  Дизайнеру
→  Онлайн-конференция
На главную
Обратная связь
Содержание сайта
Сибиряк не национальность?

Так получилось, что на ближайшую неделю выпало сразу два важных события – новый международный праздник День русского единения, который в этом году отметят впервые по инициативе наших соотечественников, проживающих в Киргизии, и 100-летие посещения Сибири премьер-министром России Петром Аркадьевичем Столыпиным, проводившим политику последовательной интеграции сибирской колонии в российскую метрополию.

В свете этих дат с интересной инициативой выступила местная интернет-общественность – участники ЖЖ-сообщества «Настоящие сибиряки» предложили во время грядущей переписи населения указывать в анкетах национальность «сибиряк». О роли сибиряков в современной истории России с директором Агентства региональных исследований Виктором Корбом беседует редактор газеты «Омское слово» Александр Жиров.

– Виктор Владимирович, существует ли на самом деле такая национальность – «сибиряк»?

– Нет, конечно. Но я считаю, что можно и нужно говорить о существовании вполне четко идентифицируемой этнической общности, обладающей целым набором устойчивых и ясных характеристик. Главное – сибиряки сами осознают себя сибиряками, и представители других этнических общностей часто признают эту идентификацию. Иначе не было бы устойчивых формулировок вроде «сибирского характера», не было бы устойчивого образа сибиряка – как мужественного человека, привыкшего преодолевать трудности, создаваемые суровыми климатическими и природными условиями. 

- Есть характерные черты для представителей этой национальности?

– А вы можете назвать характерные черты, например, эвенков, в отличие от чукчей, или бурят, в отличие от хакасов? Думаю, это всё-таки лучше оставить специалистам-этнографам, писателям или региональным маркетологам, эксплуатирующим расхожие мифы о различных «национальных особенностях». Впрочем, одну черту, пожалуй, предложу – это своеобразная природная толерантность, терпимость к культурному разнообразию, формирующему в Сибири аналог знаменитого американского «котла», в котором из множества национальностей выплавилась одна из мощнейших в истории наций.

– Для чего нужно выделять эту «национальность»?

– Кому именно нужно, хочется спросить? В данном случае мне, например, вполне достаточно того, что это нужно хотя бы небольшой группе инициаторов интересного проекта, направленного на поиск современных форм гражданской самоорганизации. Недостаток осмысленной и ответственной инициативы – одна из основных проблем неразвитости общества в России. Значит, любое общественное движение, направленное на выявление и оформление реальных интересов людей, стоит приветствовать. Только так есть шанс вырваться из многовекового патерналистского комплекса, при котором большинство населения пребывает в состоянии унизительной зависимости от разного рода «начальников», а большинство ресурсов страны перераспределяется пресловутым «центром». Так что главное не в формальном «выделении национальности», а в резком изменении приоритетов: от централистско-распределительных – к регионалистско-кооперационным. Идея создания Соединенных Штатов Евразии может показаться утопичной, но ведь и идея самостоятельных США, и идея Единой Европы тоже когда-то казались утопиями…

– Какое значение для России имеет Сибирский регион?

– Избитые штампы о том, что в Сибири сосредоточены основные природные богатства России, повторять не буду. Более важным мне представляется символическое центральное место Сибири не только в России, но и в Евразии. У этого феномена есть и очевидные объективные факторы – центральное географическое расположение. Но кроме них, есть и целый набор факторов «управляемых», которые могут лечь в основу мощных программ регионального маркетинга. Или даже стать локомотивами системных преобразований России, в целом, реальной, а не бутафорской «модернизации» страны. Совсем не случайно и не на пустом месте возникают образы «пупа Земли», «геополитической воронки» или даже «зеркала русской революции». Не случайно такую актуальность приобрела идея «переноса в Сибирь столицы России». Это все отголоски реально центрального положения этого региона.

– А мы-то тут причем? Разве Омск – это Сибирь? Разве наш город не был на протяжении всей своей истории в составе Степного края?

– Посмотрите исторические карты. Сибирью с древности назывались обширные территории, лежащие восточнее Европы. Южные ее границы, действительно, были нечеткими, как сейчас принято говорить «прозрачными», но место впадения Оми в Иртыш, всегда было одной из опорных точек Западной Сибири. И сейчас вряд ли хоть у кого-то могут возникать сомнения относительно сибирской самости жителей Омска и Омской области. Впрочем, главное, как я уже отмечал, это именно их самоидентификация: если омичи, вместе со своими земляками из Новосибирска, Кемерова, Томска, Тюмени, Иркутска, Красноярска и других исконно сибирских территорий, захотят называться сибиряками, никто не сможет им отказать в этом праве.

– Областников XIX века можно назвать теоретиками сибирского патриотизма, или это было несерьёзное движение «болтунов»?

– Никогда не встречал оценки видных деятелей сибирского областничества как «болтунов». Серьезность их изысканий и общественных инициатив признавалась и в научно-культурном, и в политическом контексте. Если бы они были несерьезными болтунами, вряд ли столь серьезной была бы реакция на это движение со стороны Москвы. И вряд ли имена лидеров этого движения дошли бы до наших дней и продолжали бы служить образцом научной и гражданской честности и патриотизма.

– Почему в истории практически неизвестны случаи сепаратизма в России? То есть в стране присутствуют скорее центростремительные тенденции, нежели центробежные.

– Вы имеете в виду «завершившиеся случаи», то есть приведшие к реальному отделению территорий? Да, таких немного. Хотя и отделение Финляндии, и отделение Польши происходило довольно драматично. Не говоря уже о развале СССР, являвшегося полным преемником России в ее имперском формате. Возможно, основной причиной устойчивости этого государственного образования стала уникальная схема самоколонизации, в которой роль метрополии выполняла Москва, а в регионах-вотчинах хозяйствовали представители компрадорского слоя, умело поддерживая пресловутую «стабильность». Эта схема сформировала еще один феномен – «расслоенной нации», в которой «рабы и господа», «народ и номенклатура», «быдло и элита» являются более жесткими разделениями, в сравнении с любыми национально-культурными признаками. Эта система успешно пережила несколько столетий, удержала целостность, несмотря на революции, войны, модернизации и даже развалы страны. Именно мощь и инертность этой схемы общественно-государственного устройства и является, на мой взгляд, одним из основных препятствий на пути не только локальных сепаратистских инициатив, но и, в целом, формирования гражданственности в России. Очевидно, что преодолеть столь мощную систему можно лишь двумя путями: либо развалом государства, либо постепенным формированием близкой по мощности гражданской альтернативы, основанной на современных институтах свободы и демократии, с обязательным регионалистским компонентом.

– У российской интеллигенции есть серьёзнейшая проблема – широкие слои общества, ради которых они борются за справедливость, практически всегда настроены против них: «скубентов», «интеллигентов вшивых» и т.д. Поддержат ли здесь инициативу «сибиряков», как достаточно прохладно относятся, например, к тем, кто выходит на площади городов 31-го числа каждого месяца, если известно, чем всё закончится? Зачем вообще нужно бороться за народ, которому не надо, чтобы за его права боролись, которого и так всё устраивает?

– Вам известно, чем закончится? Уверен, это неизвестно никому. Фактом, однако, является то, что инициатива по защите базового права на мирные собрания, гарантированного 31 статьей Конституции, путем проведения собраний каждого 31 числа, в одно и то же время, на одном и том же месте – эта инициатива приобрела уже характер мощного общегражданского движения. Эта тема является одной из наиболее значительных в информационно-политическом пространстве, и она уже очевидным образом влияет на изменение общей ситуации в стране и регионах. Своим успехом эта инициатива обязано как раз своему адекватному формату: все участники «Стратегии-31» выходят на площадь для того, в первую очередь, чтобы отстаивать собственное право быть свободным гражданином, выходят без какого бы то ни было принуждения или партийного влияния – исключительно по зову совести и чувства гражданской консолидации. В любом народе всегда было и будет естественное разделение на более самостоятельное и более активное меньшинство и пассивное большинство. И всегда именно позиция активного и ответственного меньшинства определяет общий тренд развития нации или ее формирования. Так что люди, выходящие 31 числа на площади в большинстве крупных городов России и многих стран мира – не одиночки, «страшно далекие от народа», это сам народ, ядро возрождающейся российской нации свободных людей.

– Что нужно сделать – конкретно, чисто технически – человеку, который считает себя сибиряком и хочет сказать об этом во всеуслышание.

– Ну, в общем-то, ответ заключен в вопросе: если человек по-настоящему считает себя сибиряком, никто не может запретить ему открыто и любым способом, не нарушающим прав других людей, заявлять об этом. Он может указывать свою принадлежность этой общности как во время официальной, так и во время альтернативной, гражданской «переписи». Он может отмечать это в названиях общественных организаций, проектов, товаров. Он может выражать это в творческих произведениях любого жанра (кстати, только что узнал, что инициаторы проекта «Настоящие сибиряки» провели экспресс-конкурс на лучшую песню, выражающую основную идею этой инициативы).– Нет ли опасения, что эта «игра в сибиряков» сделает её участников похожими на «хоббитов» и «эльфов», в которых играли участники предыдущей переписи?

– Разумеется, в этой шутке есть заметная доля шутки. Но надо понимать, что игра – это один из важнейших способов познания мира. В виде игры порой формируются весьма серьезные реформаторские замыслы. И игры взрослых людей часто приводят к реальным изменениям. Если людям хватает мудрости – к улучшениям жизненного устройства. Если не хватает – к гуманитарным катастрофам, которыми закончились «игры» фашистов в Италии и Германии, хунвейбинов в Китае и Кампучии. В этом смысле «игры» псевдомолодежных движений, находящихся под покровительством «партии власти», – всех этих нашистов и мгеровцев – представляются несущими гораздо более серьезные угрозы, в сравнении с игровыми инициативами регионалистов. Хочется надеяться, что игра «Настоящие сибиряки» поможет ее участникам лучше осмыслить современную политическую ситуацию, более точно определить собственные жизненные позиции, освоить навыки гражданской самоорганизации. И в итоге поспособствует построению Новой России – как современного государства, выстроенного на надежной федералистской и гражданско-правовой основе.

Опубликовано в газете «Омское Слово».

вернуться к списку  |  комментарии 16/09/2010

Виктор Корб
Виктор Корб
Продюсер проекта «Открытый Омск»
Посмотреть все
публикации автора

 

МартДизайн
Сделано в Cтудии МартДизайн
USSN: 5–365–17–08022005

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

20.02.2017 г. Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранных агентов.

Фонд «Так-так-так» (как регистрант сайта sibirp.ru) обязан размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляет, что считает решение Минюста необоснованным и оспаривает его в суде.

ООО «Институт развития прессы-Сибирь» © 2017
© Фонд Так-так-так
Об использовании материалов
Адрес: 630087, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 30, офис 609.
Почтовый адрес: 630073, г. Новосибирск, а/я 207.
Телефон: (383) 346–50–10
E-mail: sibirp@sibirp.ru