Институт развития прессы, Институт развития прессы-Сибирь, институт прессы, ассоциация развития прессы, СМИ Сибири, пресса, журналистика, СМИ, массовые коммуникации, редактор, журналист, менеджер СМИ, информационная политика, региональная пресса, сибирская пресса, сибирские СМИ, пресса Сибири, региональные российские СМИ, СМИ малых городов, СМИ малых городов Сибири, газеты малых городов Сибири, региональные российские газеты, колонка сибирского наблюдателя, региональные новости, новости Сибирского региона, новости Западной Сибири, независимая пресса, свободная пресса, независимые СМИ, медиа-бизнес, медиа-рынок, медиа-новости, права человека, гражданская ответственность, гражданское общество, экономическая журналистика, экономическая самостоятельность, успех на малом медиа-рынке, школа экономической журналистики, гражданский форум, прозрачный город

→  форум
ИРП-Сибирь
Институт Развития Прессы-Сибирь
→  Редактору
→  Менеджеру
→  Журналисту
→  Дизайнеру
→  Онлайн-конференция
На главную
Обратная связь
Содержание сайта
Независимость – наше главное конкурентное преимущество

Еще лет пять назад прибыльное издание в 100-тысячном городе было исключением. Сегодня я уже знаю прибыльные издания в городах с населением до 30 тысяч. Минимальный порог возможности прибыльной местной газеты, как показывает мировая практика, — 5–7 тысяч населения. Все зависит от развития малого бизнеса на территории. Во всем остальном – это точно такой же прибыльный медиабизнес, как в Екатеринбурге, Москве, Нью-Йорке. И рецепты успеха такие же – качественный продукт и умелый менеджмент.

Нормальная газета – это бизнес, и исключительно при таком подходе она может выполнять свою главную социальную роль – давать читателям полную, качественную, независимую информацию. Независимость любой прессы напрямую зависит от ее финансовой самодостаточности. Только в этом случае можно серьезно говорить о независимой редакционной политике и о готовности к следующему шагу, о котором многие, к сожалению, забывают, – выпуске продукта, отвечающего общепринятым стандартам журналистики. Независимость газеты – это главное конкурентное преимущество нашего бизнеса. Остается только суметь этим преимуществом воспользоваться, а это уже дело менеджеров, которым надо учиться бизнесу. Постоянно. Мы – учимся.

В течение последних трех лет рост оборотов нашей компании довольно стабилен – от 70 до 80 процентов в год. 2007-й также не будет исключением – предварительная цифра около 78%. Прошлый год мог бы стать не столь показательным – рекламный рынок города был уже несколько перенасыщен. Мы сумели его «оживить» путем перевода на полный цвет основного издания и включением новой ниши – запуском бесплатной рекламной газеты. В результате рост рекламных поступлений по сравнению с 2005-м увеличился на 122 %. А за счет того, что мы целенаправленно работаем с рентабельностью, и прибыль возросла на 124 %. Несмотря на то, что средняя зарплата у нас выше средней по городу, ФЗП не превышает 25 % от оборота – остается достаточно средств на развитие. Динамика в целом хорошая – впервые на миллионный месячный оборот мы вышли в марте прошлого года. В мае этого года достигли двух миллионов. Такие показатели объясняются, прежде всего, нашим отчетливым пониманием печатного бизнеса в малом городе, постоянным обучением сотрудников и изучением опыта коллег. А еще тем, что наши продукты – качественны. Наш тираж и победа во всероссийском конкурсе «Лучшая региональная газета – 2006» – тому доказательство.

Газета «Городские вести» сегодня  — успешное и конкурентоспособное СМИ. И мы чрезвычайно дорожим всеми компонентами этого успеха, стараемся укрепить лояльность и доверие читателей

Да, нам верят. Независимая позиция газеты обеспечивает доверие читателей, качество ее вызывает интерес и постоянный спрос. Лояльность обеспечивает тираж, на тираж и доверие к газете приходят рекламодатели, которые приносят деньги, обеспечивающие финансовую самодостаточность газеты, независимую ее позицию и возможность дальнейшего развития организации. Круг замкнулся.

Редакционная политика газеты выстроена так, что практически для нас нет запретных тем. Кроме тех, разумеется, что запрещены законом и общепринятой моралью. Юридически и финансово мы самостоятельны – командовать нами некому. Редакционная политика не предусматривает корректировку информации в связи с интересами власти, рекламодателей, «полезных организаций», личных знакомых и родственников сотрудников редакции. И самой газеты, как организации. Тут все четко – публикуем информацию, исключительно исходя из принципов ее востребованности и интереса у читателей. Свободный доступ к высказыванию любых мнений, без смешивания мнений и фактов. Пытаемся жить по тем самым правилам, которым учат на журфаках. Всех, заметьте, учат.

Некоторые ограничения мы установили для рекламы – не публикуется реклама спиртных напитков, приема цветных металлов (у нас в районе процветает воровство этих самых металлов), приглашения девушек на высокооплачиваемую работу, любые вакансии без четкого указания работодателя, объявления, предлагающие предоплату в форме денег или «конверта и купона б/о» и т.п.

Конечно, хватает у нас и проблем. Проблем нет у мертвых. Новый уровень развития всегда рождает новые проблемы, начинаются сбои в системе, в организации. Перестают работать отлаженные, казалось бы, механизмы. «Неожиданно» теряется мотивация сотрудников. В такие моменты особенно остро ощущается нехватка опыта и знаний. Поэтому у нас в бюджете заложены ежемесячные суммы на обучение, поэтому мы так активно обмениваемся опытом с коллегами со всей России. Часто ездим – на командировочные не скупимся.

Малый медиарынок имеет свою специфику. В силу недостаточной развитости отдельных рекламных ниш (т.е. отсутствия нишевых изданий), газета общего содержания имеет шанс достигнуть абсолютного проникновения на рынок – оказаться востребованной каждой семьей на территории. Это положительный момент. В качестве отрицательного можно назвать недостаточную развитость рекламного рынка, и чем меньше локальное население, тем слабее он представлен. Но! Порог постоянно снижается. Еще лет пять назад прибыльное издание в 100-тысячном городе было исключением. Сегодня я уже знаю прибыльные издания в городах с населением до 30 тысяч. Минимальный порог возможности прибыльной местной газеты, как показывает мировая практика, — 5–7 тысяч населения. Все зависит от развития малого бизнеса на территории. Во всем остальном – это точно такой же прибыльный медиабизнес, как в Екатеринбурге, Москве, Нью-Йорке. И рецепты успеха такие же – качественный продукт и умелый менеджмент.

У тех провинциальных газет, которые сейчас «находятся на грани выживания» есть только два варианта – либо учиться делать нормальную газету и начинать зарабатывать нормальные деньги, либо закрываться. И чем раньше они сделают этот выбор, тем будет лучше. Лучше будет всем, в том числе и читателям. Наш конкурент – муниципальный «Ревдинский рабочий», к примеру, закрылся полтора года назад.

Есть как бы и третий вариант – жить и далее с дотационной подпиткой… Но, на мой взгляд, это уже ближе не к проблемам прессы, а к проблеме эвтаназии. Тянуть-то зачем? И самим неприятно, и перед родственниками (в данном случае – читателями) неудобно. Этот путь тупиковый. И возражения типа «у нас другая территория (рынок, менталитет и прочее), у нас денег невозможно заработать» принимать в расчет не стоит – это иждивенческая позиция и неумение, либо неспособность нормально работать. Я еще могу пока как-то понять проблемы газеты на территориях до 30 тысяч населения, но в городах с 50, а то и 100-тысячным населением умудряться не зарабатывать деньги – это уже выше моего понимания. Или зачем финансировать газету с 2 000-м тиражом, когда в том же городе выходят несколько вполне самостоятельных газет с не такими смешными тиражами? Либо деньги в бюджете лишние, либо за счет бюджета удовлетворяются чьи-то личные амбиции. И таких примеров предостаточно!

А малым газетам (в городах с населением до 30 тысяч), наверное, нужно помогать. Пока. Но не в виде дотаций, которые начисто убивают любую мотивацию к развитию, а в виде целевых грантов под разработанные бизнес-планы, по примеру скандинавских стран. Или возвратных ссуд. И то только в том случае, если на территории нет второй газеты, т.е. нет конкуренции.

Убыточные провинциальные газеты постепенно переходят из разряда правила в разряд исключений. И уже существуют попытки объединения нормальных газет. Мои независимые коллеги, к примеру, потихоньку собираются в АНРИ (Альянс независимых региональных издателей) – организовали там «секцию малой прессы». Некоторые муниципальные коллеги, которые осознали необходимость финансовой независимости, не так давно при помощи региональных Институтов развития прессы организовали АРП (Ассоциацию развития прессы). Процесс только начинается, но потенциальных участников становления регионально российского медиарынка уже много. Почти достаточно.

Существование независимых рентабельных изданий возможно не только в перспективе, оно возможно сегодня, и было возможно вчера. Говорю это с полной ответственностью и со знанием дел. И говорить об этом надо не как о теоретической возможности, а как о нормальном положении дел. Я лично знаю несколько десятков таких изданий, а их, вероятно, уже тысячи. И эта пресса не «выживает», а ведет вполне прибыльный бизнес. Рынок берет свое, совершенно не обращая внимания на то, что по этому поводу думают в Кремле, в Москве и на местах.

Пару лет назад законодатели приняли абсолютно невнятные поправки в Федеральный закон 131 «О местном самоуправлении», изначально предполагавшие вполне логичный запрет на учреждение местной властью информационных газет. Эти поправки внесли еще большую сумятицу на местах – региональные и муниципальные власти судорожно ищут (и находят) возможности обхода смысла закона и продолжения финансирования и контроля над муниципальной прессой. А это, напомню, называется ничем иным кроме как препятствованием конкуренции, причем, заметьте, со стороны власти.

Муниципальная пресса, в свою очередь, уверенная в большинстве своем, что плавать в водах рынка ей не пристало, да и невозможно, вместо того, чтобы учиться плавать – готовится утонуть либо апатично ждет, когда для нее придумают новую кормушку-поплавок. При этом продолжая выпускать зачастую откровенно некачественные газеты. У прибыльных независимых газет эта ситуация вызывает разве что некоторую досаду – они платят налоги, из которых потом финансируют их же «конкурентов». Однако для молодых независимых газет наличие на их рынке конкурентов, которые помимо сбора рекламы с того же поля, имеют еще сторонние финансовые вливания – может оказаться фатальным. И для тех достаточно редких муниципальных редакций, которые уже делают хорошую газету и имеют отчетливую прибыль, данная ситуация так же некомфортна. В любой момент их качественная журналистика может столкнуться с интересами учредителей. Закон о СМИ, и это общеизвестно, в подобном конфликте редактору не поможет. И вообще – на сегодня ситуация с муниципальными газетами какая-то… нелепая.

Есть два выхода – революционный и эволюционный. Если наши законодатели осознают абсурдность ситуации и умудрятся сформулировать и реализовать федеральную программу разгосударствления прессы – иначе как революцией я это не назову. И, честно говоря, мало в это верю. И второй вариант – законы рынка неизбежно возьмут свое и выбросят нерыночные структуры с медиарынка. Произойдет это вне зависимости от действия властей. Но произойдет это, к сожалению, очень не скоро.

Ссылки по теме:
http://www.bestnewspaper.ru
http://sibirp.ru/forum/common/6097/6097/

вернуться к списку  |  комментарии 26/06/2007

Валерий Безпятых
Валерий Безпятых
Главный редактор газеты «Городские вести» (г. Ревда Свердловской области), президент Ассоциации развития прессы
Посмотреть все
публикации автора

 

МартДизайн
Сделано в Cтудии МартДизайн
USSN: 5–365–17–08022005

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

20.02.2017 г. Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранных агентов.

Фонд «Так-так-так» (как регистрант сайта sibirp.ru) обязан размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляет, что считает решение Минюста необоснованным и оспаривает его в суде.

ООО «Институт развития прессы-Сибирь» © 2017
© Фонд Так-так-так
Об использовании материалов
Адрес: 630087, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 30, офис 609.
Почтовый адрес: 630073, г. Новосибирск, а/я 207.
Телефон: (383) 346–50–10
E-mail: sibirp@sibirp.ru